08 Августа 2022, Понедельник, 10:14
08.06.21 10:18 | Наука | 870

Биологи оживили червей, попавших в вечную мерзлоту Якутии 24 тыс лет назад

Фото: Fotodom

Ученые оживили нескольких червей-коловраток, которые более 24 тысяч лет назад оказались в вечной мерзлоте на востоке республики, передает телеканал «Якутия 24» со ссылкой на ТАСС.

«Мы реализовали давнюю мечту писателей-фантастов – открыли свидетельства того, что многоклеточное существо можно заморозить и хранить на протяжении многих тысяч лет, а затем вернуть его к жизни», — приводятся слова одного из авторов исследования, научного сотрудника Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН Станислава Малявина.

Коловратки – одни из самых примитивных многоклеточных животных. Они могут переносить очень продолжительные и резкие засухи. При недостатке воды коловратки быстро выводят все ее остатки из своих клеток и вырабатывают вещества, с помощью которых можно пережить подобную форму анабиоза и вернуться к жизни после того, как засуха кончится.

Благодаря этому некоторые виды коловраток могут переносить и сильные морозы, когда вода превращается в лед.

Исследователи попытались найти этих беспозвоночных в образцах вечной мерзлоты, точный возраст которых известен благодаря радиоуглеродному анализу. В образцах вечной мерзлоты, собранных на глубине в 3,5 метра у берегов восточноякутской реки Алазеи, они обнаружили несколько жизнеспособных коловраток из рода Adineta.

Анализ генома показал, что древние якутские коловратки наиболее близки к современному виду Adineta vaga. Его представители встречаются на территории Бельгии и соседних стран.

«Воскрешенные» животные хорошо перенесли и повторную заморозку – при том, что многие современные виды коловраток этого не умеют, поскольку их клетки разрушаются в результате формирования кристаллов льда.

Отмечается, что это говорит о некоем защитном механизме, который выработали древние родичи коловраток. Если ученым удастся его открыть и понять, они смогут узнать, как защитить ткани человека или других млекопитающих от разрушения при их заморозке.